Протест. Или нет?

Рука L.O.V.E напротив здания фондовой биржи Милана.


Самая знаковая скульптура города в последние десятки лет. L.O.V.E: libertà, odio, vendetta, eternità (итал. — свобода, ненависть, месть, вечность). Жест изображает фашистское приветствие, только пальцы обломаны, кроме среднего. Автор — Маурицио Каттелан. Это не первый его провокационный проект, вспомним повешенных детей на самом старом дереве города. Удивительно как “Святая инквизиция” еще не заготовила дров.

Однако, есть над чем задуматься: рука развернута от биржи, а не к ней. Так что хотел сказать автор?

Вечное

Кладбище. Одно из самых интересных мест в любом городе. Квинтэссенция культуры, особое место для горожан. Будете в Милане крайне рекомендую посмотреть центральное кладбище Чимитеро Монументале (Cimitero Monumentale). Все важные семьи похоронены там, последнее свободное место ушло уже несколько десятков лет назад.

Крематорий.


Музей скульптуры на открытом небе. Может подробней рассказать про место?

Сиеста

Хочу ответить на один популярный вопрос про Италию. Ответ может не понравиться, и изменит ваше отношение к стране в которую некоторые влюблены. Если вы не хотите, чтобы произошло непоправимое — не читайте этот пост дальше.



Собственно вопрос: есть ли в Италии “сиеста”? Или оное с таким смыслом
Ответ: Нет. В Италии нет сиесты

Так почему иногда кажется, что есть? Вероятно вы гуляли днем, хотели пообедать, постричься, все было закрыто. И могло показаться все спали дома, никто не работал. Да, днем все закрыто. Но происходит так оттого, что у многих микро-предприятий, вроде торговых лавок, кафе, прачечных очень низкая доходность. Владельцы таких бизнесов вынуждены лично работать работу. Но кроме работы у них есть обычная жизнь, и вот живут они ее в свободные часы днем когда самый низкий трафик клиентов. Поскольку за прибыльность они ответственны только перед собой все выбирают самые неэффективные часы дня. Просыпаются итальянцы рано, и предприятия открываются соответственно. Такое положение дел встречается в маленьких городах, на перифериях. В крупных городах рабочий график уже по-международному стандартный. Если вы работаете в банке в Риме ваш рабочий день не будет отличаться от графика вашего коллеги, например, в Питере.

Велошейринг

С древностями и все такое в Милане понятно — этого много, надо искать, куча всего интересного. А что современного?



Главное изменение в жизни горожан за последнее время — новая система велошейринга.


Он и раньше неплохо работал, теперь систему переделали. Велосипеды не привязаны к станциям проката.


Через приложение их можно брать и оставлять где угодно. В итоге весь город от центра до периферии заставлен велосипедами.


Системы две: Мобайк @mobikeit и Офо @ofoitalia. Велосипедам сделали специальный дизайн, их бесполезно воровать. На мой взгляд серо-оранжевые получились удачней, чем желтые. А вам как?


Велошейринг и каршейринг.

Cамое любопытное место в центре о котором никто не знает



Рассказываю в чем прикол: Милан — город с “двойным дном” тщательно прячет свои достоинства в частных дворах, тайных уголках парков и бывших монастырских киостро, скрывает свои самые интересные памятники за безликими фасадами домов. Поэтому бытует мнение, что в Милане смотреть нечего. Такое положение дел связано с культурой жителей севера когда богатство напоказ исторически считается дурным тоном. Милан идеально попадает под описание “деньги любят тишину”.



В самом центре есть один такой спрятанный памятник эпохи Ренессанса (XV век) в нескольких сотнях метров от центральной площади Дуомо. И о нем из приезжих никто не знает. А если и знает (читал в гиде, кто-нибудь рассказал) обычно не находит. Потому что хрен найдешь.




Сан Сатиро

В итальянском есть поговорка: “как сделать из проблемы достоинство”. Архитектурный проект Сан Сатиро — наглядная иллюстрация. IX век. Mediolanum (Милан). Архиепископ закладывает в 876 году небольшой храм с прилегающими кельями. Одновременно рядом с базиликой возводится и колокольня, одна из двух самых древних в Милане, которая становится маяком для торгового люда и пилигримов.



XV век — Милан в полном расцвете. Рулит богатейший род Висконти. Главный босс — правящий герцог решает, что над существующим храмом требуется построить больший, достойный. Под будущую церковь вокруг древней базилики прикупается земля из нескольких частных владений. Для проекта в 1480 году приглашается живописец и архитектор из Урбино Донато Браманте. Он принимает вызов.



Почему вызов. Первоначальная идея была создать храм в виде равнозначного греческого креста в плане, из четырех идентичных трансептов, с алтарем по центру, что лучше вписывалось в участок, но она была отклонена духовенством. Оставалась необходимость в классическом расположении главного алтаря на востоке. Но! С востока проходила улица (и сегодня via Falcone), в сторону которой постройку нельзя было расширить даже на метр. То есть храм получался в плане в форме усеченного креста “Т”. То есть, стена пресвитерия (за алтарем) получалась плоской, глухой. Решение находится, в 1482 году начинается строительство.



Браманте (будущий автор собора Святого Петра в Ватикане) виртуозно решил предельно сложную задачу недостатка места под часть церкви за алтарем. Он эту часть церкви просто нарисовал на стене. А строить не стал.



Зная и умело используя прием “перспектива”, не так давно открытую ренессансными художниками, мастер создал иллюзорную обманку – в нише, глубиной всего 97 сантиметров он сделал декорацию из рельефных арок, полуколонн и касеттированного свода, создавшие оптическую иллюзию глубины в 9 с половиной метров, с точкой схода примерно во входной части храма, по оси мнимой апсиды с алтарем восполнив то, что городская топография отняла.



Эффект — отвал башки. Войдя в храм перспектива воспринимается настоящей. Иллюзия устойчивая и длится долго даже при приближении. Только подойдя к задней стене сбоку раскрывается обман.



Если в Милане вы захотите увидеть церковь святого Сатиро и испытать эффект иллюзорной перспективы XV века не промахнитесь, шагая по улице Турина. В паре десятков метров от угла центральной площади по левой стороне, немного в глубине за простыми решетчатыми воротами и киоском цветочников этот рядовой фасад поздней переделки можно проскочить. Храм зажат между жилыми домами. Заходите в храм по центральному нефу, прямо напротив алтаря, чтобы в полной мере “обмануться”. Можете даже выйти на улицу Фальконе, чтобы увидеть глухой как брандмауэр задний фасад церкви, расчерченный по ренессансному рисунку – в том месте, где плану соответствует алтарь.